Художники Гореловы.

Гавриил Никитич Горелов.

Жизнь. Семья.

Гавриил Никитич Горелов  родился 22 марта 1880 году в селе Покровское Московской губернии Клинского уезда в доме № 24.

О семье Гореловых нам рассказали Антонина Ивановна Маркина – племянница Гавриилы Никитича (дочь сестры Евдокии) и Хвостова Надежда Сергеевна – дочь племянницы Гавриила Никитича Шуры. Семья была большая и дружная. Родители — Гореловы Никита Осипович и Анисья Матвеевна —  крестьяне. У них было семеро детей: три сына – Иван,  Николай, Гавриил  и четыре дочери – Ефросинья, Александра, Анастасия и Евдокия. Все они, кроме Ивана и Николая, прожили долгую и содержательную жизнь. С детства Гавриил Никитич  увлекался рисованием, так же как и его братья. «Когда сельский учитель увидел мои рисунки, то купил мне в Стрелецкой слободе в лавке дешевых акварельных красок, — вспоминал художник. – Кисточки я сделал сам из шерсти и гусиного пера. Так я получил возможность раскрашивать свои рисунки в разные цвета».  По словам Антонины Ивановны Маркиной,  Иван и Николай были художниками и делали росписи на  потолках и стенах в Троице-Сергиевой лавре. В росписи церкви Покрова пресвятой Богородицы в с. Покровское они тоже приняли участие (по рассказу Хвостовой Надежды Сергеевны), только от этих росписей ничего не сохранилось.

В начале XX века школы в с. Покровское не было, поэтому Гавриил Никитич учился в церковной сторожке. Стать художником ему мешала бедность отца, и все же мальчик настоял на том, чтобы отец определил его в ученики к московскому иконописцу. Три года пробыл Горелов учеником и три года – подмастерьем в иконописной мастерской, где считался искусным богомазом. С пятнадцати лет Гавриил Никитич существовал на самостоятельный заработок от иконного письма. Однако скучная и бесплодная работа не удовлетворяла юношу, и он, скопив деньги, решил учиться дальше. «Я решил ехать в Пензу, — рассказывает Г.Н. Горелов, — во вновь открытое училище, где директором был К.А.Савицкий. Для этого мне надо было представить туда увольнительное свидетельство из сословия крестьян; не без труда я его получил и вместе с прошением послал, а почти и вслед сам туда поехал. В Пензе я держал экзамен в головной класс. В течение зимы я сделал большие успехи и был переведен в следующие классы». Так в 1898 г. Гавриил Никитич поступил в Пензенское художественное училище, где учился до 1903 года у художника К.А. Савицкого, который был очень чутким педагогом-реалистом.                    

Значительные успехи, достигнутые Гавриилом Никитичем в Пензенском художественном училище, позволили ему без экзамена поступить в 1903 году в Высшее художественное училище при Академии художеств в Петербурге. Он был зачислен в класс И.Е.Репина.  Художник вспоминал об этом событии, как о счастливейшем дне своей жизни: «Я благоговел перед ним, и даже самые короткие замечания и мысли Ильи Ефимовича об искусстве давали мне ясную и твердую программу».  В 1904 году началась русско-японская война и Гавриила Никитича призвали в армию, но брат Иван пошел служить за него, чтобы Гавриил Никитич смог дальше учиться. Ранее призывали в армию «от двора» по старшинству. Но так, как Гавриила Никитич был к тому времени женат, то в армию пошел Иван Никитич. С войны Иван Никитич не вернулся. Он погиб в 1904 году. Односельчанин Ивана привез с войны фотографию, где они оба сняты в военной форме. Гавриил Никитич Горелов тут же с фотографии и по памяти нарисовал большой портрет брата, который до сих пор храниться у его родственников. На портрете Иван Гаврилович  в гражданской одежде.

Николай Гаврилович Горелов и его жена в годы Гражданской войны умерли от тифа. А их сын – Александр остался в семье младшей сестры Гавриилы Никитича – Евдокии.

Занятия Горелова Г.Н. в Академии художеств шли очень успешно. Здесь определилось его пристрастие к историческому жанру, ставшему основным в творчестве художника. Репин и другие профессора обратили внимание на талант юноши, и его картины, написанные  в период академической учебы, не раз получали премии от самой Академии и от Общества поощрения художников.

Во время пребывания в Академии художеств  Г.Н.  Горелов одновременно учится у выдающегося мастера панорамной живописи художника-баталиста Ф.А.Рубо.

В эти годы художник вырабатывает широкую, свободную и в тоже время точную манеру письма. Свидетельством тому была картина «Осмеяние еретиков» (1908), написанная в годы академической учебы. За эту картину Гавриил Никитич был награжден золотой медалью Международной художественной выставки в Мюнхене в 1911 году. В этом же году он заканчивает свою дипломную работу «Чудо при погребении Александра Невского», для которой ему позирует сам И.Е. Репин. Картина получает отличную оценку, и ее автор награждается заграничной командировкой (за картину «Степан Разин на пути к Москве» (1907) Г.Н. Горелов получает пенсионерскую премию от Общества поощрения художников, которая позволила совершить ему эту поездку в 1911-1914 гг. (рис. 76). Во время пребывания за границей  Г.Н. Горелов изучает творчество великих мастеров. Он копирует картину Рубенса «Вакханалия». Она привлекла художника своей непосредственностью, силой жизни, сочным колоритом. Приехав в Рим, Гавриила Никитич изучает старую итальянскую живопись.

В годы учебы в Академии в жизни молодого художника произошло еще одно памятное событие: он знакомится с А.М.Горьким на острове Капри в Италии. « В 1911 году я окончил Академию художеств с заграничной командировкой. Посетил Францию, Германию и, конечно, побывал в Италии. В то время, с октября 1906 года на острове Капри жил Алексей Максимович Горький. Здесь и произошла незабываемая встреча с великим писателем».

«…Съехалось множество публики русской, …одних художников – 17 человек! Среди них были талантливые люди, написавшие прекрасные полотна», — писал с острова Капри А.М.Горький.

Из воспоминаний Горелова Г.Н. о Горьком: «С Алексеем Максимовичем Горьким я познакомился в 1911 году в Италии на Капри в бытность свою пенсионером Академии художеств. До этого Алексей Максимович купил у меня с выставки мою работу «Пасхальный звон». Картина изображала сцену на колокольне в пасхальные дни — девки и парни звонят на колокольне, тут же мальчишки, девчонки…все радостные, смеются – таким образом убивают свою скуку. Алексей Максимович … был рад нам художникам, он очень любил нас, наше искусство и говорил, что если бы он не был писателем, то был бы обязательно художником. Я когда слышал от него эти слова, то невольно думал, что художником то может быть он был бы плохим…

….Как хорошо он говорил в то время. Жаль, что не было тогда с нами стенографистки, а то сколько бы в печати появилось новых его произведений. Жать, что и мы не записывали того, что он нам говорил».

Начиная с 1912 года, Г.Н. Горелов  неоднократно участвует в выставках Товарищества передвижных выставок, работает в жанрах портрета, пейзажа, исторической и бытовой композиции.

В это время художник берет большой заказ у известного издателя Кнебеля на двадцать картин из русской истории, но Первая мировая война помешала его выполнить. В 1914 г. Г.Н. Горелов живет в Харькове и преподает в  Харьковском художественном училище. В 1916 году он возвращается в столицу.

Октябрьская революция 1917 г. изменила масштабы его творчества. Если раньше Г.Н. Горелов писал эпизоды русской истории. То теперь он переходит к изображению широких народно-революционных событий. Степан Разин, Емельян Пугачев и Иван Болотников становятся излюбленными героями его исторических картин.

В 1921-1924 гг. Гавриил Никитич вместе с женой Татьяной Николаевной преподает рисование в Детгородковской школе для беспризорников в Волоколамском уезде, но при этом не прекращает свою профессиональную работу.

В 1924 году после того, как Товарищество передвижных художественных выставок влилось  в Ассоциацию художников революционной России (АХРР), Г.Н. Горелов становится членом этой Ассоциации.

В 1937 году  Н.Г.Горелов получил серебряную медаль Международной выставки в Париже. В 1937-38 гг.  он преподает в Московском областном художественном педагогическом училище памяти 1905 года.

В 1950 году Г.Н. Горелов становится Лауреатом Государственной премии СССР.

По словам Маркиной Антонины Ивановны, Гавриил Никитич (она ласково называла его дядя Ганя) был очень простым и добродушным человеком. Он очень любил село Покровское, часто бывал в нем. Любовь к изобразительному искусству Гавриил Никитич с детства привил своим детям. У них с женой Татьяной Николаевной их трое: Ростислав, Галина и Юрий .

8 февраля 2007 года мы побывали в гостях у Маркиной Антонины Ивановны в доме № 24 села Покровское. Это очень гостеприимная и радушная женщина. За чаем она рассказала нам о Гаврииле Никитиче Горелове, его семье, о жизни в довоенные и военные годы, мы разговаривали о современных событиях, о политике нашего государства в отношении пенсионеров, о сельском хозяйстве, о жизни в деревне. Антонина Ивановна показывала старые фотографии, портреты бабушки и дедушки кисти Г.Н.Горелова.

Творчество.

 

Гавриил Никитич Горелов – автор нескольких десятков картин, которые хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее в Санкт – Петербурге, Центральном музее Советской Армии, Государственном музее революции СССР, музее религии и быта, Саратовском художественном музее имени А.Н.Радищева, в музее-галерее «Новый Эрмитаж – I» и других музеях и картинных галереях в нашей стране и за рубежом. Среди них картины на исторические темы, посвященные событиям национально-освободительного движения в России, портреты, пейзажи.

Первым наиболее крупным успехом Г.Н. Горелова было общественное признание его картин «Колокола на пушки» (1906 г.) и «Степан Разин на пути к Москве» (1907 г.). За последнюю он получил премию Общества поощрения художеств. Она дала возможность художнику совершить первую поездку за границу.

В 1908 году Горелов заканчивает картину «Осмеяние еретиков». Она  экспонировалась на Международной художественной выставке в Мюнхене в 1911 году и была удостоена золотой медали. В 1910 году появляется новое произведение художника «Осмеяние трупа Ивана Милославского», получившее первую премию по исторической живописи в Обществе.

К 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года по приглашению Ф.А.Рубо, Гавриил Никитич участвует в создании крупной панорамы «Бородинская битва».

Бородинская панорама (рис. 81-91) представляет собой живописное полотно длиной 115 и высотой 15 метров. На картине запечатлен один из ключевых моментов боя 26 августа (7 сентября) 1812 года. Открытие панорамы состоялось 29 августа 1912 года в павильоне на Чистопрудном бульваре в Москве. В 1918 году полотно скатали на вал и в таком виде хранили 40 лет. В 1962 году панорама была открыта для обозрения в новом здании на Кутузовском проспекте – на месте прежней деревни Фили, где после Бородинского сражения М.И.Кутузов проводил военный совет и принял решение об оставлении Москвы. Рядом со зданием «Бородинской панорамы» были воссозданы Триумфальные ворота 1812 года, ранее стоявшие у Тверской заставы и снесенные в 1930-х гг.

После окончания Академии художеств, увенчанный славой и золотой медалью, Г.Н. Горелов в 1913-14 году отправился на практику в Италию, которая ошеломила его своими впечатлениями. Художнику было необходимо представить отчет о поездке и Гавриил Никитич, увлеченный сюжетами из позднего итальянского средневековья, приступает к картине «Оргия в апартаментах Александра VI Борджиа». Горелова привлекло имя Александра VI, в миру – Родриго Борджиа, папы Римского, снискавшего скандальную славу своим образом жизни – неподобающим не только папе, но и простому христианину. Художник с увлечением начинает собирать исторический материал для будущего большого полотна. Работа над эскизами и этюдами велась успешно, начал вырисовываться сюжет картины. Она должна была стать яркой иллюстрацией нравов папской курии. Совет Академии одобрил эскизы и продлил художнику срок пребывания в Риме.

Картина «Оргия в апартаментах папы Александра VI Борджиа» » осталась незавершенной. Он возвращался к ней вновь и вновь, и после Октябрьского переворота, и позже, и завершил ее лишь в 1956 году. 40 лет понадобилось художнику, чтобы реализовать свой замысел. По приезде в Россию Г.Н.Горелов начал работу над серией картин из истории, заказанных ему издателем Кнебелем. В их числе «Крещение Руси» (1913 г.), «Вече» (1914 г.), «Суд» (1914 г.), «Татарское иго» (1914 г.), «Перед Мамаевым побоищем» (1916 г.). Первая мировая война помешала осуществить задуманное издание.

В 1916 году Горелов переезжает из Харькова в Петроград. Когда прозвучал залп «Авроры» художник находился у себя на родине в Волоколамском уезде. Здесь возникает замысел картин «Крестьянское восстание» и «Революция в деревне» (1917-1918 гг.). Они получили премии на конкурсе 1919 года «Великая русская революция».

В 20-х гг.  Г.Н.Горелов в целом ряде произведений отражает события  народно-освободительного движения в России и создает картины, получившие широкую известность. Это крупные полотна «На Волге с голытьбой (о Степане Разине)» (1924), «Призыв Разиным  голытьбы» (1924), «Пугачев творит суд в Казани»(1925), «Казнь Пугачева» (1925, «Расправа с пугачевцами» (1925), «Разгром помещичьей усадьбы. 1905 год» (1925)  и другие. Репродукция  картины «Разгром помещичьей усадьбы»  стала хрестоматийной. Она печаталась на страницах учебников, книг и журналов, иллюстрируя материалы, посвященные первой русской революции. В своих картинах художник стремился показать народ единым и цельным, как великую движущую силу истории.

Типажи крестьян к этим картинам художник писал со своих земляков из села Покровское.

В апреле 1919 года на выставке в Зимнем дворце в Петрограде Г.Н. Горелов выставил много своих работ. Особенно интересными были «Взятие Зимнего дворца 25 октября 1917 года» и серия сатирических произведений под названием «Царь-палач».

Картина «Корпус Буденного под Воронежем» уводит нас в огненные годы гражданской войны. Когда смотришь на нее, то слышишь мелодию «Конноармейской», доносятся слова песни «…среди зноя и пыли мы с Буденным ходили…».

В январе 1924 года группе московских художников было поручено зарисовать все, что связано со смертью Ленина. Три дня и три ночи художники Б.Яковлев, В.Мешков, С.Малютин, Г.Горелов, Е.Кацман, И.Бродский работали в Колонном зале Дома Союзов. В день похорон вождя они делали зарисовки из окон Исторического музея. Все работы художников были приобретены институтом В.И.Ленина. Два года спустя —  в 1926 году — на выставке московских художников в Москве экспонировалась картина Горелова «У гроба вождя», где художник запечатлел торжественный момент прощания народа с В.И.Лениным, и картина «9 января», посвященная началу первой русской революции. На этом полотне Г.Н. Горелов передал страшную трагедию «Кровавого воскресенья». Зритель слышит голоса обезумевших от ужаса людей, проклятья, мольбы, стоны раненых и крики казаков. Контрастом служит пустая, занесенная снегом Дворцовая площадь, шеренги солдат вдали, силуэт Александровской колонны. Интересный факт: в картине нашли один, но большой недостаток – «…художник не показал на ней большевиков, которые «…тут же, на залитых рабочей кровью улицах, объясняли рабочим, кто виновник этого ужасного злодеяния и как нужно с ним бороться» («История ВКПб. Краткий курс». Стр.55).

В 1926 году художник пишет картину «В деревне в день похорон В.И.Ленина»

На ней изображен многолюдный митинг в деревне в морозный солнечный день, алые с черной каймой полотнища, портрет Ленина на столе, скорбь всех собравшихся.

В 20-е гг. Г.Н. Горелов работал над эскизами панно для Исторического музея. Они должны были продолжить работу, начатую В.М.Васнецовым. Художник использовал богатейший материал раскопок, пользовался указаниями профессора-археолога В.А. Городцова. Были созданы картины-панно о жизни человека в первобытную эпоху (палеолит, неолит, эпоха меди и бронзы). Этот цикл произведений художника не был полностью воплощен в картинах.

В конце 20-х гг. Г.Н.Горелов совершает поездки по стране. Он был на Урале, Северном Кавказе, Донбассе, Днепрострое и других местах. Это было началом нового этапа творчества художника: обращение к индустриальной тематике, образам советских людей. Итогом поездки стали картины: «Старый Белорецикй завод» (1935) —  в огромные ковши сталелитейного завода поступает раскаленный металл, портрет знатных рабочих Горьковского автозавода, который вступил в строй в годы первых пятилеток (1935).

В 1937-38 гг. Г.Н. Горелов работал совместно с А.К.Куликовым над эскизом диорамы «Бой у Чонгарского моста» для панорамы «Штурм Перекопа», отражающей одно из событий гражданской войны.

В 1938 году к двадцатилетнему юбилею Красной Армии Г.Н. Горелов пишет картину «Красноармейцы в Третьяковской галерее» (рис. 100). На ней мы видим красноармейцев у картины И.Е.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Художник показал прямую связь между вольнолюбивым казачеством XVII века и славными победами и традициями Красной Армии.

В годы Великой Отечественной войны Гавриил Никитич снова обращается к темам исторического и  батального характера, а так же много работ, посвященных героическим защитникам Отечества от фашистских захватчиков. Это картины «Партизаны в лесу» (1942), «Штыковой бой» (1942), «Подвиг товарища Павловой» (1942), панорама «Оборона Тулы». Художник снова обращается к героическим событиям  из далекого прошлого русской истории. В его произведениях звучат имена великих русских полководцев Александра Невского, Минина, Пожарского. «Ведут псов-рыцарей во Псков» (1945) , «Первый призыв Минина к народу» (1945), «Новгородское ополчение на пути к Москве» (1947)  и «Минин приветствует народ с победой « (1947). На последней — центральная группа во главе с Мининым изображена на фоне храма Василия Блаженного – жемчужины древнерусского зодчества. Глядя на нее, вспоминаются слова: «Отступать некуда! Позади Москва!».

Картина «Восстание Болотникова» (1944) . Напомним, что Болотников был холопом князя Телятевского из имения Микулино Волоколамского уезда. На широком полотне вождь крестьянского восстания Болотников, окруженный восставшими, идущих бить бояр, дворян и приказных, «учинив так, чтобы всяк всякому был равен». Войско Болотникова изображено на берегу речки близ Нижних Котлов, где 2 декабря 1606 года царь Василий Шуйский дал бой восставшим. Царского войска не видно, но его присутствие на том берегу ощущается зрителем. Среди массы пеших воинов, одетых большей частью в простые крестьянские одежды, вооруженных чем попало – луками, стрелами, косами – виден сам Болотников в кольчуге и шлеме. Он указывает на другой берег и отдает кому-то приказ. Фигура Болотникова как бы венчает огромную толпу народа. Она нарисована на фоне мирного пейзажа: высокий берег с церквами и избами, спокойная гладь реки, нежная белизна снега. При создании полотен на темы революционного движения, Горелов признавался, что он не понимает действия отдельных исторических лиц без народа. Картина «Восстание Болотникова»  находится в Саратовском художественном музее имени А.Н. Радищева. В 1974 году она экспонировалась в манеже на выставке, посвященной 25-летию преобразования Всероссийской академии в Академию художеств СССР.

Всю жизнь Горелова привлекали народные бунты за вольную волюшку против царского гнета. Любил старину художник, но писал ее только тогда, когда она наводила мысли о настоящем. В будущее через прошлое смотрел живописец.

Одна из последних исторических картин Горелова – «Казнь Степана Разина» (1946). Художник показывает заключительный, трагический момент крестьянской войны 1670-71 гг., когда восстание было жестоко подавлено, и его вождь в последний раз предстал перед народом в Москве на Лобном месте. На картине снова изображен храм Василия Блаженного. Он как немой свидетель видел и торжество народной победы, и гибель народной вольности.

Исторической живописи Г.Н. Горелова присуща очень важная особенность – цикличность. Картины образуют определенные серии, повествующие о борьбе народа против угнетателей на протяжении XVII-XVIII веков. В центре внимания, как уже говорилось, стоят образы Ивана Болотникова, Степана Разина, Емельяна Пугачева. Художник внимательно прослеживает их жизненный путь. И в то же время, это не отдельные герои – это народные вожди, поэтому народ, как движущая сила истории, всегда присутствует на картинах. Мужество, героизм, патриотизм, преданность Родине – главная тема картин Г.Н. Горелова.

За создание полотен, продолжавших традиции русской исторической живописи, Г.Н. Горелову было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Еще до войны и, особенно, в послевоенное время Г.Н. Горелов обращается к теме индивидуального и группового портрета. Это портреты членов семьи Горелова «Летний отдых» (1938) , портрет народного художника БССР З.И. Азгура (1944) , «Протрет Т.Н.Г.» (1950).

В 1948-1949 гг. Г.Н. Горелов пишет ряд портретов рабочих советских фабрик и заводов. Внимание к подобному жанру портретной живописи появилось у художника еще в 1934-1935 гг. Он готовился к выставке «Индустрия социализма» и выезжал на Горьковский автомобильный завод и к шахтерам Донбасса. Итогом поездки стали работы «Лучшие люди завода им. В.М. Молотова», «Лучшие люди Донбасса в Третьяковской галерее перед картиной Н.А. Касаткина «Углекопы – смена».

Всеобщее внимание посетителей Всесоюзной художественной выставки 1949 года привлекли портретные картины Г.Н. Горелова «Портрет сталевара завода «Серп и Молот» А.С. Субботина», «Портрет И.В. Грачева, мастера завода «Серп и Молот», «Знатный сталевар завода «Серп и Молот» М.Г. Гусаров со своей бригадой». За создание этих портретов Гавриил Никитич Горелов был удостоен Сталинской премии третьей степени.

Среди произведений Г.Н.Горелова много пейзажей. Он любил рисовать русскую деревню в летний полдень, любоваться тишиной и поэтическими уголками в саду у террасы, около распустившихся кустов, раннюю весну на реке, с холодной бурной водой и посеревшими глыбами льда.

Художник очень любил рисовать своих земляков – тружеников совхозов «Теряевский» и «Шестаковский».  Они в картинах «Полдень» и «Свиноферма», которые экспонировались в залах Академии художеств в Москве.

Последние годы Гавриил Никитич много работал над пейзажами, писал цветы. Он говорил, что писать цветы так же сложно, как портрет.

Последней наиболее значительной работой Г.Н. Горелова была картина «Ленин с народом» В ней художник передал момент посещения Ильичем Центрального дома работников искусств в Москве. Картина экспонировалась на юбилейной выставке Горелова в одном из залов Академии художеств.

Гавриил Никитич Горелов умер 16 августа 1966 года и похоронен на Новодевичьем кладбище.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *