Не так давно мы отыскали в нашем храме исторические документы начала прошлого века — это оказался — обыск брачный — записи о совершивших таинство венчания в нашем храме. Эти исторические документы интересны особенно для потомков кто хочет узнать о своих корнях, откуда их предки и их имена.
Пятая Заповедь Божия гласит — Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.(Книга Исход 20:12) — Почитание должно продолжать и после ухода родителей из жизни, и выражается это в молитве о усопших родителях, бабушках и дедушках и их родителей.
Но многие ли из нас знают своих предков? Как правило до трех поколений, изредка до четвертого поколения предков, а дальше теряем связь времен.
//vlkpokrov.cerkov.ru/files/2017/10/DSCF1326.jp
Наши предки помнили своих пращуров и старались сохранить молитвенную связь с ними. Не забывали своих корней. Когда то и мы отойдем из этого мира, и наши души также будут нуждаться в молитвах потомков и о нас могут забыть, как и мы не знаем имен родителей своих прабабушек и прадедушек.
Мы сделали репринт — брачного образа, как память для потомков, чтобы люди могли не забыть свои корни и своих предков, и по возможности поминать их в своих молитвах.
Дорогие братья и сестры!
Мы воссоздали сей брачный обыск из-за нужд нашего прихода, как средство для существования, а не с целью наживы.
Желающим приобрести брачный обыск — обращайтесь в храм.
Брачный обыск это письменный акт, совершенный причтом церкви перед венчанием вступающих в брак.
Бракосочетание всегда было событием, которому придавалось особое значение. Его правила всегда разрабатывались особенно тщательно, чтобы не допустить вступления в повторный брак или кровосмешения. Порядок венчания устанавливался церковью, однако с XVII в. брак регулировался и законами светской власти.
Введение процедуры брачных обысков относится к собору 1666–1667 гг., решения которого предписывали священнику «не обыскав отнюдь не венчати».
Венечной памятью называли указ архиерея (или, по его разрешению, соборного протопопа или поповского старосты) о разрешении вступить в брак. Он выдавался на руки желающим вступить в брак на имя священника и передавался ему. Без венечной памяти священник не имел права венчать брак.Желающие вступить в брак выплачивали особый сбор – венечную пошлину, размер которой зависел от того, в какой по счету в брак вступают муж и жена. Этот сбор фиксировался в специальных книгах венечных памятей.
Необходимость проведения брачных обысков была подтверждена «Инструкцией старостам поповским или благочинным смотрителям» патриарха Адриана, принятой 26 декабря 1697г.
Указом Екатерины II от 14 июля 1765 г. венечные памяти были отменены. Вместо них была введена процедура оглашения. Процедуре брачного обыска стало уделяться особое внимание.
Указ 1802 г., предписывал вести брачные обыски в специальной книге, а не на отдельных листах.
Указом Святейшего Синода от 17 Мая 1802 года, между прочим предписано: Велеть как ныне, так и впредь давать из Консистории и Духовных Правлений на каждую церковь и для ведения обысков белые прошнурованные за скрепою присутствующего книги… Но формы для обысков от Святейшего Синода не предписано. Таким образом по Епархиям обыски пишутся различно. Из дел видно, что они нередко пишутся различно и по церквам одной Епархии. От сего возникают злоупотребления. Во многих делах о незаконных браках Священники оправдывались обысками, которые были составлены произвольно, и с очевидным применением к обстоятельствам, им представлявшимся.
В XIX в. процедура брака стала весьма сложной из-за большого количества необходимых процедур и документов. Для законного совершения брака требовались: отсутствие препятствий к браку, достаточное время, законное место, законный совершитель, известные обряды с молитвословиями и свидетельство.
Желающий вступить в брак должен был уведомить священника своего прихода о своём намерении, указав своё имя, фамилию и состояние (т.е. сословие, чин или звание), а также имя, фамилию и состояние невесты. После этого священник трижды оглашал после литургии или других праздничных служб, когда в церкви было наибольшее количество людей, о намерении этих людей пожениться. Если невеста принадлежала к другому приходу, такое же оглашение происходило и там. Если кто-то из присутствовавших имел сведения о препятствиях этой пары к браку, он обязан был сообщить об этом священнику.
Оглашение означало торжественное объявление о браке. Если жених после этого отказывался жениться, это могло повлечь уголовное наказание в виде тюремного заключения на срок от года и четырёх месяцев до двух лет (ст. 1531 Уложения о наказаниях).
После оглашения священник проводил брачный обыск – предварительное исследование законности предстоящего брака, во время которого священник беседовал с женихом и невестой, их свидетелями, а также изучал предоставленные ими документы. Результаты этого исследования фиксировались в документе, который также назывался брачный обыск.
Единообразная форма брачных обысков была утверждена указом Синода от 30 ноября 1837 г.
Книги брачных обысков обычно охватывали браки за 5–10 лет и хранились в ризнице церкви. Копия брачных обысков, в отличие от метрических книг и исповедных ведомостей, в консисторию не подавалась. Брачные обыски сохранились крайне фрагментарно, поскольку в годы советской власти считались документами персонального характера, подлежащими уничтожению. Находятся они обычно в фондах церквей.
Брачный обыск включал восемь пунктов, обстоятельства которых священник должен был исследовать:
1) звание и состояние:
Не имели права вступать в брак монашествующие и архиереи. Указом Петра I был запрещён брак с безумными. Кроме того, запрещался брак лицам, по чьей вине был расторгнут предыдущий брак (совершившим супружескую измену или безвестно отсутствовавшим более 5 лет).Запрещался брак христиан с нехристианами.
Запрещался брак христиан с нехристианами. Заключение брака с христианами других конфессий допускалось, но неправославный супруг должен был давать подписку следующего вида, заверенную полицейским чиновником и свидетелями:
Нижеподписавшийся или нижеподписавшаяся (звание, имя, отчество, фамилия и вероисповедание) сим удостоверяю, что вступаю в брак с NN (звание, имя, отчество и фамилия) православного исповедания; в воспитании детей от сего брака буду поступать согласно с законами государства Российского, то есть буду крестить и воспитывать в православной вере.
2) место жительства:
Ограничения по месту жительства были связаны с тем, что до второй половины XIX в. священникам было запрещено венчать прихожан других приходов.
3) возраст:
Возраст, с которого разрешалось вступать в брак, менялся с течением времени. Кормчая книга и Стоглав разрешали брак для юноши с 15 лет и для девушки – с 12. Указ Синода 1774 г. устанавливал брачный возраст равным 15 лет для юношей и 13 – для девушек. По указам 1830 и 1833 гг. вступать в брак разрешалось лицам мужского пола с 18 лет, лицам женского – с 16 лет. Если обнаруживалось, что брак был заключён ранее установленного возраста, молодых разлучали до достижения совершеннолетия, а потом венчали вновь.
По решению архиерея брак мог быть одобрен и лицам более раннего возраста, которые недоставало до нужного возраста не более полугода. Законодательством также делалось исключение для жителей Закавказья, брачный возраст для которых – 15 лет для мужчин и 13 – для женщин.
Интересно, что законом запрещалось также вступать в брак людям старше 80 лет.
Если существовала большая разница в возрасте жениха и невесты, священник должен был попытаться отговорить желающих вступить в брак, но всё-таки венчать их, если те продолжали настаивать на своем желании.
Фактически в крестьянских семьях практически все мужчины вступали в брак в возрасте от 18 до 30 лет. Более 80% женилось до 25 лет, больше половины – в возрасте от 18 до 21 года. Более поздние браки в конце XIX – начале XX в. обычно были связаны с военной службой: отставные солдаты женились, как правило, в возрасте 25 – 30 лет.
У женщин абсолютное большинство браков приходится на возраст до 20 лет. Самый распространённый брачный возраст – 17 лет. После 20 лет вероятность выйти замуж снижалась и после 30 была практически исключена.
Большинство браков в крестьянских семьях заключалось между людьми с разницей в год – два, реже – с ровесниками. Однако браки, где муж был старше на 6 и более лет, по статистике составляли около трети всех браков.
4) отсутствие плотского и духовного родства и свойства:
Род (или родство кровное), по законодательству Российской империи, – это связь всех членов семьи мужского и женского пола, от одного общего родоначальника происходящих, хотя бы и не все из них носили его имя или прозвание. Близость родства определяется степенями и линиями. Связь одного лица с другим посредством рождения составляет степень, а связь степеней, непрерывно продолжающихся, составляет линию.
Духовное родство – это родство человека и его восприемников при крещении.
5) семейное положение:
Брак мог быть заключён только между лицами, не состоящими на данный момент в другом браке. За нарушение этого полагалось лишение всех прав состояния и каторга на срок от полутора до пяти лет. Кроме того, церковный суд осуждал этого человека на безбрачие.
Не разрешалось жениться и выходить замуж более трёх раз, вне зависимости от обстоятельств, которые к этому привели. За вступление в четвёртый брак человека могли отправить в тюрьму на четыре месяца.
При заключении брака священник был обязан удостовериться, что предыдущий брак был действительно прекращён вследствие смерти одного из супругов или законного развода.
Для предотвращения двоебрачия всем, кто выезжал со своего места жительства, делалась отметка в паспортах, а солдатам – в отпускном билете.
6) взаимное согласие (отсутствие принуждения):
Если девица чем-нибудь (нерешительным ответом, плачем и т. п.) показывала, что идет замуж не добровольно, а по принуждению, священник не должен был проводить венчание. Однако вряд ли это положение всегда соблюдалось на практике. По указу 1724 г. от родителей венчавшихся требовалась присяга, что жених и невеста добровольно вступают в брак без принуждения с их стороны. Этот порядок был отменён в 1775 г., но в некоторых местах этот обычай сохранялся до конца XIX в.
На практике, несмотря на указ 1724 г., среди крепостных крестьян браки обычно регулировались помещиком или его приказчиком. Так, при выдаче девушки замуж в другое имение требовалось согласие помещика, который обычно брал за это плату.
За принуждение к браку по Уложению о наказаниях и многочисленным указам второй половины XIX века полагалось лишение всех прав состояния и отправка в исправительные арестантские отделения на срок от четырёх до шести лет. Похищение женщины против её воли влекло также лишение всех прав и заключение на срок от двух с половиной до трёх лет. Если же женщину похитили с её согласия, похитителю полагалось тюремное заключение на срок от четырёх до восьми месяцев, ей самой – заключение в монастыре на то же время.
7) согласие родителей или опекунов:
До достижения совершеннолетия (21 год) запрещалось вступать в брак без согласия родителей, опекунов или попечителей. Уложение о наказаниях устанавливало, что нарушившим запрет родителей на брак полагалось заключение в тюрьме или монастыре на срок от четырёх до восьми месяцев. Кроме того, виновные лишались права наследовать по закону имущество того из родителей, запрет которого они нарушили. Родителям, правда, давалось право в духовном завещании или через суд вернуть, полностью или частично, право наследства своим детям.
Лицам, состоящим на военной или гражданской службе, для вступления в брак требовалось получить письменное разрешение начальства. Вступление в брак без разрешения начальства наказывалось строгим выговором, вносившимся в формулярный список.
Эти запреты восходят к указу Петра I о запрещении гардемаринам жениться. Впоследствии эти положения были расширены на всех находящихся сначала на военной, а потом и на гражданской службе.
8) необходимые письменные документы, прилагавшиеся к обыску:
Вступавшие в брак должны были предъявлять необходимые письменные документы (приложения к обыску). Такими документами в соответствующих случаях могли быть:
метрика о рождении;
свидетельство о явке к исполнению воинской повинности от тех, кому минул 21 год (после военной реформы 1874 г.);
свидетельство о беспрепятственности к браку, выданное купеческой или мещанской управой (для горожан);
свидетельство о количестве ранее заключенных браков (после вдовства или развода);
разрешение консистории о вступлении в третий брак (с 1840 г.);
указ консистории о расторжении предыдущего брака и вступлении в новый;
разрешение от начальства (с подписью и печатью).
В том случае, если жених или невеста были иноприходными, дополнительно предъявлялись:
паспорт;
удостоверение о летах (копия метрического свидетельства);
свидетельство о бытии на исповеди с подписями причта и церковной печатью;
свидетельство об оглашениях с подписями причта и церковной печатью.
По завершении брачного обыска священник делал следующую запись: «Посему бракосочетание означенных лиц предположено совершить в вышеупомянутой такой-то церкви, сего 18.. года, такого-то числа и месяца, в указанное время, при посторонних свидетелях». Результаты проведенного брачного обыска скреплялись подписями жениха и невесты, их поручителей и священнослужителей. Таким образом, запись в метрической книге о бракосочетании фактически представляла лишь итоговую запись своеобразного исследования о возможности венчания брака.
При подготовке использовался материал директора компании “Genealogic” Александра Воробьёва.